Наибольший урон понесло гуманитарное направление  
5 августа 2009 г. в 12:45

Говоря о сокращении образованного класса в процессе всех пертурбаций, связанных с Революцией, можно отметить, что наибольший урон понесло гуманитарное, обществоведческое направление. Естественно, если брать военное образование, то, конечно, и оно. Две специализации, которые были выведены из системы университета, - это духовная школа и военная школа, и если учитывать их, то потери в духовной составили, наверное, процентов 90, а военном образовании - где-то 50%.

Разные ученые спорят, больше ли 50% или меньше 50%, но по крайней мере все сходятся, что вокруг этой цифры крутятся потери высшей военной школы.

Если говорить об университетах, то, безусловно, больше всего потеряли гуманитарные предметы и обществоведческие, то есть юридическая и историческая наука, филологическая, языковые всякие дисциплины. Здесь, я думаю, сначала процесс шел с помощью изгнания ученых из высших учебных заведений, было много убито и в Гражданскую войну. Например, южные университеты, такие как Харьковский, Новороссийский и Киевский, понесли большие потери, потому что во время Гражданской войны огромное количество профессоров бралось в заложники или просто расстреливалось по спискам. Что касается университетов Санкт-Петербургского, Московского, Казанского, то они понесли ущерб в несколько более поздних годах.

Было знаменитое «дело историков», когда многие бывшие профессора императорских университетов были арестованы, объединены в одно дело. Всем известно, что в советские годы исторические факультеты были закрыты и достаточно долгое время, до 30-х годов, история вообще не преподавалась в России, кроме истории партии.

Читать далее

В 1917 году 80% преподавателей были либералами  
28 июля 2009 г. в 09:35

Я думаю, что к Февральской революции весь интеллектуальный слой Российской империи был задействован на войну, активно развивалась военная промышленность; практически все образованные люди, окончившие высшие учебные заведения, кому было меньше 43 лет, были на фронте. Была, конечно, прослойка т. н. земских гусар - т. е. общественных деятелей, которые записывались в земские учреждения, которые якобы тоже работали на войну, а на самом деле были «отстойником» для либеральной и социалистической интеллигенции, которая, в общем-то, и готовила всевозможные перевороты в Российской империи.

Я делю демократически мыслящих интеллигентов на две большие группы: социальных демократов и либеральных демократов. На мой взгляд, были достаточно большие проблемы в системе высшего образования, которая, к сожалению, несмотря на достаточно высокий образовательный уровень, в идеологическом плане все-таки представляла из себя достаточно однородный пласт либеральной интеллигенции, особенно в сфере профессорско-преподавательского состава.

Я бы оценил, что около 80% преподавателей были либералами, совсем небольшой процент придерживались левых убеждений, и где-то 15-20% составляли более-менее консервативно настроенные преподаватели. Примерно такой же процент можно проследить и в среде студенчества. Это хорошо видно по т. н. «академическому движению». «Академическое движение» объединяло студентов и преподавателей, которые считали, что высшие учебные заведения должны быть вне политики. Как правило, это были люди с консервативными убеждениями.

Читать далее