Украина - реально расколотое государство  
27 октября 2009 г. в 17:20
Я давно считаю, что Янукович не способен выполнить свои предвыборные заявления. Несмотря на то что он всегда перед началом предвыборной кампании получает большие проценты (гипотетические), ему очень сложно добиться ситуации, когда он придет к власти на Украине, потому что Украина расколота. Это реально расколотое государство: с различными кланами, которые раздирают Украину на части, с разными экономическими, культурологическими, цивилизационными интересами.

В этой ситуации Янукович, если попадет на пост президента Украины, будет вынужден действовать в парадигме всех предыдущих президентов Украины. То есть, иначе говоря, бороться с русским языком, потому что это реальная цивилизационная альтернатива для украинского населения. Безусловно, какие-то отношения будут с НАТО. Может быть, в каком-то небольшом процентном отношении его избрание будет сдерживать вступление Украины в НАТО, но это, опять же, зависит от самой политической ситуации в этом регионе. Она может качнуться как в одну сторону, так и в другую. В данном случае здесь первое лицо, с моей точки зрения, оно настолько несамостоятельно на украинской политической сцене, что от него зачастую мало что зависит.

Президент Украины, по украинской Конституции, – это не тот человек, который, скажем, по Конституции России в Российской Федерации президент. Его полномочия гораздо менее обширны, и поэтому надеяться на то, что если Янукович победит и ситуация резко изменится, думаю, нет никаких оснований.
Читать далее

Школа должна быть ступенью в общем образовании  
16 октября 2009 г. в 14:08

Средняя школа должна соответствовать определенным принципам, по которым ее можно оценивать как добротную и выполняющую свои функции. Главный принцип - чтобы она была ступенью в общем образовании, иначе говоря, она должна давать возможность отличившимся в ней ученикам поступать в высшие учебные заведения.

Если она не дает этой подготовки, то происходит разрыв между средней и высшей школой и появляются довольно странные попытки их воссоединить с помощью ЕГЭ. Что касается других принципов, с моей точки зрения, среднюю школу на сегодняшний момент вполне можно было бы назвать всеобщим образованием. Иначе говоря, все люди, в школу поступающие, должны ее заканчивать.

Другой вопрос, что должны быть школы более специализированные и менее специализированные. Наверное, уровень школ должен быть различен. С какого-то, мне кажется, класса, необязательно с первого, должно быть разделение по школам с более углубленным изучением каких-либо предметов или вообще с более серьезным подходом к образованию. Часто складывается ситуация, что 20-30 учащихся в одном классе по одним и тем же учебным программам часто не соответствуют друг другу по развитию. Если учитель выбирает такую среднюю стезю, что надо тянуть всех учеников, получается ситуация, когда те, кто лучше учится, теряют интерес к этой учебе и не развивают свои потенциальные возможности. Думаю, что после начальной школы должна быть какая-то дифференциация и различия в дальнейшем в получении среднего образования.

Читать далее

ЕГЭ становится преградой для поступления в вузы  
8 октября 2009 г. в 14:57
ЕГЭ в том виде, в котором он сегодня существует, к сожалению, сложно преодолим для выпускников средней школы. ЕГЭ позиционируется именно как переход из средней школы в высшую через один экзамен.

Если говорить о том, насколько сложно сдать этот экзамен, то легко привести цифры. По истории по всей стране порядка 40 с небольшим человек сдало ЕГЭ на 100 баллов. По другим предметам процентное отношение примерно такое же. Иначе говоря, ситуация какая? Человек, окончивший нашу, российскую среднюю школу, почти не в состоянии сдать ЕГЭ на отлично.

С другой стороны, всем известно, что ЕГЭ делится на три части. И обязательная сдача математики привела к тому, что в 2008 году получили ноль баллов около 70 или 80 процентов за третью часть. Третья часть - это наиболее творческая часть, где ученик должен проявить сообразительность и что-то творчески осмыслить, решая задачу, а не просто выбрать один из трех-четырех ответов. Что касается творческой части ЕГЭ, практически никто не в состоянии ее сдать. Вероятно, по другим предметам примерно такая же ситуация. Это говорит о том, что ЕГЭ становится для большинства людей практически непреодолимой преградой для того, чтобы поступить в высшие учебные заведения.
Читать далее

Я думаю, что здесь общая скоординированная политика  
24 сентября 2009 г. в 14:48
Последнее решение сейма входит в общую картину средней Европы по определенному политическому давлению на Россию. Я думаю, что существует заказ на то, чтобы Россию сделать столь же виновной в событиях Второй мировой войны, как Германия. Это находится в череде решений по поводу «голодомора» на Украине, по поводу претензий прибалтийских государств к России якобы о геноциде прибалтийских народов и оккупации Эстонии, Латвии и Литвы. Я думаю, что здесь общая скоординированная политика всех этих стран, которые в определенной степени являются таким «полумесяцем», ограждающим российскую территорию от Европы, с тем чтобы вот эти все страны активно предъявили коллективный иск к современной Российской Федерации с достаточно жестким требованием. Иск может быть даже поддержан мировым сообществом, с тем чтобы Российская Федерация «возместила весь ущерб», который они предъявляют сегодня в отношении советской власти, в отношении сталинизма, и чтобы современная Российская Федерация каким-то образом, по крайней мере в политическом плане, чувствовала еще дополнительный дискомфорт в отношении своих внешнеполитических возможностей и влияний в этих регионах.
Читать далее

Высшее образование надо поднимать, поднимая образование среднее  
17 сентября 2009 г. в 12:28

С моей точки зрения, высшее образование надо поднимать, поднимая образование среднее, потому что если человек, кончающий среднюю школу, не в состоянии сдать ЕГЭ университета, а стобалльные результаты дают какие-то микроны процента, значит, есть проблемы еще и на уровне средней школы.

С моей точки зрения, времена такой ровной общеобразовательной школы в стране уже прошли. Думаю, что должно быть какое-то подразделение на углубленное изучение предметов в одних школах, а какие-то оставить в состоянии сегодняшнего дня. Нужно разделить их, допустим, на гимназии и просто средние школы. В Российской империи были реальные училища и гимназии. Мне кажется, что в реальных училищах больше специализировались на точных науках, а в гимназиях на более гуманитарных, обществоведческих. Думаю, в этом есть смысл, потому что с определенного класса особенно точные науки требуют глубокой специализации. К 11-му классу если человек не получил серьезного, углубленного математического, физического образования, то ему потом очень сложно поступать в специализированные вузы по этим специальностям. В принципе, и в советские времена так было, были физико-математические школы. Также, наверное, есть смысл в специализации в политологических, гуманитарных сферах, а значит нужно открывать специализированные гимназии.

Что касается высшей школы, то здесь, скорее, уже проблема методологическая, то есть что преподавать, что считать российскими традициями в этих сферах, гуманитарных и обществоведческих. Точные предметы более космополитичны в своих гносеологических основах, а что касается гуманитарных и обществоведческих, здесь большую роль имеют национальные традиции.

Читать далее

Точные науки у нас преподаются достаточно серьезно  
11 сентября 2009 г. в 17:32
С моей точки зрения, наверное, физико-математические, точные науки у нас продолжают преподаваться достаточно серьезно, поскольку олимпиады по этим предметам мы, как правило, выигрываем, в том числе и всяческие международные олимпиады. Я думаю, это потому, что здесь наработки (в том числе и советской школы) до сих пор в каких-то учебных заведениях все-таки сохраняются, и проблемы скорее с использованием потом того материала, который выходит из вузов. Как правило, они используются очень плохо – либо уезжают, либо им негде развернуться со своими полученными знаниями.

Ну а что касается гуманитарных и обществоведческих наук, мне кажется, здесь довольно глубокий упадок, особенно в обществоведческих науках. Юридические науки у нас просто превратились в штампование адвокатов и юристов. Собственно, люди, которые поступали на юридические факультеты и хотели бы заниматься непосредственно наукой, - это какое-то такое меньшинство, которого практически и не видно. И в целом, методически и идейно, эти науки находятся в жесткой подвязанности к западным школам, и, к сожалению, о каких-то самостоятельных рассуждениях в академической науке, обществоведческой, филологической, гуманитарной, говорить сегодня сложно. Прежде всего, наверное, это потому, что прошла смена политических систем и, в общем-то, все школы либо остались на позициях советских, это в основном старые преподаватели, а новые, более молодые преподаватели полностью перекинулись на другие источники идеологического вдохновения, западных школ, европейских. И здесь, мне кажется, по сравнению с точными науками эти обществоведческие и гуманитарные науки находятся в состоянии глубокого упадка.
Читать далее

В Европе Россию продолжают бояться  
1 сентября 2009 г. в 09:59
В современном мире активно происходит ревизия результатов Второй мировой войны. Победитель – Россия ставится под сомнение своими бывшими союзниками, в первую очередь теми, кто поддержал нас достаточно поздно, особенно непосредственно войсками.

Второй фронт открылся только тогда, когда исход войны был понятен. В определенной степени союзники ждали, выматывая в том числе и силы, и военные возможности Советского Союза, памятуя о том, что СССР, победив, безусловно, будет в претензии на влияние в самой Европе. Думаю, что здесь были не только традиционные опасения по поводу распространения коммунизма, но и понимание того, что коммунизм вещь временная в нашей стране, Россия же, существующая как империя достаточно долго, имеет свои интересы, сформированные не в ХХ веке, а гораздо раньше. Так что в Европу не пускали не Советский Союз, а именно Россию.

Сегодняшняя ситуация подтверждает мои размышления. СССР давно уже нет, так же как и коммунизма, но в Европе Россию продолжают бояться так же, как и во времена советской власти. Противодействие Европы России как государству, ее экономическим и политическим планам сейчас еще более заметно, нежели чем в середине ХХ века, во времена Второй мировой войны, когда мы в определенной степени помогали англосаксонским странам удержать контроль в том числе и над континентальной Европой.

Я полагаю, что России должна относиться к этому совершенно спокойно. Мне кажутся довольно неадекватными эти удивления: «Откуда же столько злости? Откуда берутся идеи переформатировать всю систему мировых отношений, причем за счет России?». К этому процессу следует относиться трезво. Никто нас не ждет ни в Европе, ни в Азии. Никто не собирается смиряться с тем, что Россия после 90-х годов усиливается. И, соответственно, предъявляет какие-то свои претензии к тому миру, который в 90-е хотел поставить нашу страну на колени. Этот совершенно естественный процесс. С ним надо жить. Россия должна ставить себе цели, которые являются ее национальными интересами, добиваться их, не обращая большого внимания на то, что к нам всегда будут относиться как минимум с опаской, а как максимум - с большим противодействием.
Читать далее

Победу Красной армии обусловило историческое развитие революции  
14 августа 2009 г. в 12:38

С моей точки зрения, победу Красной армии, в общем-то, обусловливало само историческое развитие революции. Революция не кончилась в феврале, а продолжилась в октябре, и в основном деятели Белых армий были активные деятели периода между февралем и октябрем. Это были в основном те люди, которые пришли к руководству русской армией во время Мировой войны вот в этот период, с февраля по октябрь.

Корнилов, Лукомский, Деникин - это всё люди, которые резко пошли в гору после февраля. С уровня дивизий они стали людьми, командующими армиями, фронтом, главнокомандующими, и это, с моей точки зрения, в определенной степени говорит об их политических убеждениях. То есть в большинстве своем главные деятели Белых армий - это люди с такими, достаточно нечеткими, но все-таки либеральными убеждениями. В силу того что Россия - страна крайностей, вот такой непоследовательный путь, либеральный, у нас не уживается и особенно в народных массах никаким образом не приветствуется.

Поэтому на том этапе, когда Красная армия и Белые армии были на уровне добровольчества, то есть это 18-й год - начало 19-го, Белые армии зачастую могли в силу своей большей организованности и профессионализма наступать и побеждать. Когда же на арену вступили массы народные, то либералы, естественно, подозревающие в том числе и русский народ в неразделении общелиберальных убеждений, не смогли вот эту большую русскую массу привлечь к белому движению.

Читать далее

Наибольший урон понесло гуманитарное направление  
5 августа 2009 г. в 12:45

Говоря о сокращении образованного класса в процессе всех пертурбаций, связанных с Революцией, можно отметить, что наибольший урон понесло гуманитарное, обществоведческое направление. Естественно, если брать военное образование, то, конечно, и оно. Две специализации, которые были выведены из системы университета, - это духовная школа и военная школа, и если учитывать их, то потери в духовной составили, наверное, процентов 90, а военном образовании - где-то 50%.

Разные ученые спорят, больше ли 50% или меньше 50%, но по крайней мере все сходятся, что вокруг этой цифры крутятся потери высшей военной школы.

Если говорить об университетах, то, безусловно, больше всего потеряли гуманитарные предметы и обществоведческие, то есть юридическая и историческая наука, филологическая, языковые всякие дисциплины. Здесь, я думаю, сначала процесс шел с помощью изгнания ученых из высших учебных заведений, было много убито и в Гражданскую войну. Например, южные университеты, такие как Харьковский, Новороссийский и Киевский, понесли большие потери, потому что во время Гражданской войны огромное количество профессоров бралось в заложники или просто расстреливалось по спискам. Что касается университетов Санкт-Петербургского, Московского, Казанского, то они понесли ущерб в несколько более поздних годах.

Было знаменитое «дело историков», когда многие бывшие профессора императорских университетов были арестованы, объединены в одно дело. Всем известно, что в советские годы исторические факультеты были закрыты и достаточно долгое время, до 30-х годов, история вообще не преподавалась в России, кроме истории партии.

Читать далее

В 1917 году 80% преподавателей были либералами  
28 июля 2009 г. в 09:35

Я думаю, что к Февральской революции весь интеллектуальный слой Российской империи был задействован на войну, активно развивалась военная промышленность; практически все образованные люди, окончившие высшие учебные заведения, кому было меньше 43 лет, были на фронте. Была, конечно, прослойка т. н. земских гусар - т. е. общественных деятелей, которые записывались в земские учреждения, которые якобы тоже работали на войну, а на самом деле были «отстойником» для либеральной и социалистической интеллигенции, которая, в общем-то, и готовила всевозможные перевороты в Российской империи.

Я делю демократически мыслящих интеллигентов на две большие группы: социальных демократов и либеральных демократов. На мой взгляд, были достаточно большие проблемы в системе высшего образования, которая, к сожалению, несмотря на достаточно высокий образовательный уровень, в идеологическом плане все-таки представляла из себя достаточно однородный пласт либеральной интеллигенции, особенно в сфере профессорско-преподавательского состава.

Я бы оценил, что около 80% преподавателей были либералами, совсем небольшой процент придерживались левых убеждений, и где-то 15-20% составляли более-менее консервативно настроенные преподаватели. Примерно такой же процент можно проследить и в среде студенчества. Это хорошо видно по т. н. «академическому движению». «Академическое движение» объединяло студентов и преподавателей, которые считали, что высшие учебные заведения должны быть вне политики. Как правило, это были люди с консервативными убеждениями.

Читать далее